Париарх школы Вовинам Вьет Во Дао


Võ Sư Chưởng Môn Lê Sáng

Гранд Мастер Ле Санг

Патриарх школы Вовинам  

(1920-2010)

Семья Град Мастера Ле Санга традиционно проживала в провинции Тхань Хоа. Осенью 1920 года в доме на берегу озера Трук Бак в Ханое родился мальчик по имени Ле Санг у господина Ле Ван Хьена (ещё известного как Дак Куанг 1887-1959) и госпожи Нгуен Ти Муй (1887-1993). Так же у Гранд Мастера были две младшие сестры Ле Тхи Сюат и Ле Тхи Хуонг. 

В 1939 году после многих лет страданий от тяжелого заболевания, которое доставляло много боли (он не мог ходить и был практически парализован целый год), юный Ле Санг, по совету своей матери, стал заниматься боевыми искусствами, чтобы укрепить здоровье и стать сильнее. Счастливый случай свел его с Основателем школы Во Вьет Нам (Вовинам) Гранд Мастером Нгуен Локом и его секцией в Ханойском педагогическом колледже, куда Ле Санг пришел заниматься с двумя своими друзьями Данг Бэй и Данг Бинь.

Природные способности, ум, и старательность, помогли Ле Сангу, после многих лет занятий, оказаться в числе избранных Гранд Мастером Нгуен Локом инструкторов Вовинам, которые должны обучать боевому искусству ханойскую молодёжь. Впоследствии, Ле Санг стал Гранд Мастеру Нгуен Локу, как младший брат, и относился к нему с должным почтением, как подобает относиться младшему к более старшему и опытному, перенося вместе с ним все тяготы и лишения, всю радость и огорчения. В то время Мастер Ле Санг преподавал Вовинам во многих местах: Тач Тат (провинция Шон Тей), Ме Дои (провинция Винь Ен), Фу То, Чу Луу, Дан Ха, Дан Фу (провинция Йен Бай).

В 1954 году Мастер Ле Санг сопровождает Основателя школы Вовинам Вьет Во Дао в Сайгон. Здесь, Ле Санг получил задание открыть классы Вовинам на улице 55 Ту Кхоа Хуан, а также в пригороде Ту Дюк. В 1957 году Гранд Мастер Нгуен Лок тяжело заболел, Мастер Ле Санг принял от него обязанность работы с инструкторским составом и хорошо подготовленными учениками. В 1960 году перед своей смертью Гранд Мастер Нгуен Лок своим завещанием назначает Ле Санга новым Гран Мастером и главой школы (Патриархом) Вовинам Вьет Во Дао, что означало присвоения титула Гранд Мастер и назначение главой школы.

После запрета на преподавания боевых искусств в начале шестидесятых годов (из-за неудачного восстания 11 ноября 1960 года против Южновьетнамских властей, лидерами которых были, в том числе, мастера боевых искусств Фам Лой (дзюдо) и Там Киенг (традиционный вьетнамский стиль) введен полный запрет на преподавание боевых искусств), Гранд Мастер Ле Санг вынужден переехать вместе с младшим братом Гран Мастера Нгуен Лока Нгуен Хаем в местечко Бан Ме Туот и работать там до конца 1963 года на заготовке каучука и древесины.

Он возвратился в Сайгон и занялся работой по усилению, построению и развитию Вовинам Вьет Во Дао. Благодаря опыту почти двадцатилетней работы с Великим Мастером Нгуен Локом он стал лучшим знатоком филосо

фии и техники Вовинам. Его познания способствовали быстрому развитию школы Вовинам Вьет Во Дао в период с 1964 по 1975 год. Хотя Гранд Мастер Ле Санг занимал такой высокий пост, он тратил все свои дни на работу с последователями Вовинам, отдавая всё своё время на тренировки: каждый день по много часов подряд, и все свои ночи, которые он просиживал горбясь над книгами и записями, над правилами и заветами разных мастеров боевых искусств, которые он систематизировал,  разрабатывал новые концепции, исходя из своего практического опыта. Кроме того, он был избран, директором Южного представительства общества вьетнамских боевых искусств и казначеем Южного Олимпийского комитета Вьетнама. В этот период с 1964 по 1975 год была окончательно систематизирована и утверждена программа обучения Вовинам, сформировалась структура школы – униформа, система степеней (пояса), звания и создан первый Совет Мастеров. В 1968 году Гранд Мастер Ле Санг приобрел дом по адресу: 31 Су Вань Хань, 10 Район, Хошимин, где основал центр Вовинам Вьет Во Дао Хунг Вуонг и преподавал там до своей смерти, и там же,  после сноса кладбища Мак Динь Чи, находиться прах Гранд Мастера Нгуен Лока и прах Гранд Мастера Ле Санга. Теперь это Главный зал (Алтарь Хол) школы Вовинам Вьет Во Дао.

Именно Гранд Мастер Ле Санг разработал термин ВЬЕТ ВО ДАО, как концепцию философского наполнения вьетнамского боевого искусства ВОВИНАМ с тех пор полное наименование школы ВОВИНАМ ВЬЕТ ВО ДАО, в более широком смысле термин ВЬЕТ ВО ДАО, очень часто, обозначает все вьетнамские стили, школы и направления боевых искусств.    

Гранд Мастер Ле Санг стал духовным лидером Вовинам Вьет Во Дао. Он практиковал боевое искусство всю жизнь. Ле Санг красивыми движениями кисти для каллиграфии создал много стихов (под псевдонимами Quang Vũ и Huy Vũ) наполненных глубоким, всепоглощающим чувством любви и рыцарской добродетели, некоторые из них стали популярными песнями во Вьетнаме. В своей повседневной жизни, он жил просто и скромно, всегда готовый помочь другу и всегда отображающий правильное мировоззрение и понимание человеческой природы в отношениях с другими. Для своих последователей, он искренний учитель, любящий и понимающий.

В 1975 году во Вьетнаме началась новая волна гонений на преподавание боевых искусств во Вьетнаме и Гранд Мастер Ле Санг был отправлен на «перевоспитание» в лагерь где провел 13 лет до 1988 года. Вернувшись Гран Мастер еще с большей энергией стал развивать движение Вовинам Вьет Во Дао непосредственно во Вьетнаме и мире, именно благодоря его деятельности в тот период  центры Вовинам возникли более чем в 40 странах мира.   

Гранд Мастер Ле Санг посвятил себя Вовинам Вьет Во Дао всего без остатка. Благодаря своему таланту и непогрешимой этике, он стал лучшим учеником Остнователя школы Гранд Мастера Нгуен Лока. Ле Санг до конца жизни он своим ежедневным трудом демонстрировал нам пример поведения и жизни настоящего Мастера Вьет Во Дао. К сожалению в 3 часа ночи 27 сентября 2010 года или 20-й день 8 месяца лунного календаря в год тигра, в возрасте 91 года ушел из жизни Патриарх школы Вовинам Вьет Во Дао Гранд Мастер Ле Санг.

Белорусская делегация с Гранд Мастером Ле Сангом