Информационный портал
Viet
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
  • default color
  • black color
Home История

История вьетнамских боевых искусств

E-mail Печать PDF

 

История вьетнамской цивилизации насчитывает не менее 5 тысяч лет. Именно таков возраст тех поселений на территории индокитайского полуострова, обитатели которых перешли от примитивного собирательства к поливному земледелию. В ту далекую пору здесь жили племена КХМЕРОВ, МОНОВ и ТЬЯМОВ, родственные древним индийцам.

В середине 1-го тысячелетия до н.э. из бассейна реки Янзцы в до­лины рек Красная, Черная и Прозрачная начали переселяться племена Вьетов (юэ), родственные древним Китайцам. В процессе смешения пришлых и местных племен возникали первые государства и складывалась народность Лаквьетов предков нынешних Вьетнамцев. Еще до начала нашей эры Лаквьеты создали в северной части нынешнего Вьетнама феодальные государства Аулак, Ванланг, Намвьет, Тзйау. В его центре образовалось мощное Тьямское коро­левство Тямпа, а на его месте возникла монкхмерская империя Бапном.

В 110-м году до н.э. войска китайского императора У-ди захватили Север. В стране Лаквьетов почти на 1000 лет установилось господство китайцев. Однако Лаквьеты, обладавшие уже к тому времени самобытной ду­ховной и материальной культурой, оказали упорное сопротивление всем попыткам завоевателей ассимилировать их. Одно восстание сменялось дру­гим. Некоторые из них приводили к восстановлению независимости Вьетов на десятки лет, как например знаменитое восстание сестер ЧЫОНГ - ЧАК и НЬИ - в 40-м году н.э. Постепенно власть на местах переходила в руки Вьетнамского дворянства - Куанов, колониальный режим сменился протекто­ратом. В 939 году был изгнан последний Китайский гарнизон.

Освободившись от Китайского Ига, Вьетские феодалы еще 30 лет боро­лись между собой за власть, пока не утвердилась королевская династия ЛЕ. В 968 году было провозглашено создание централизованного государства ДАЙ КО ВЬЕТ (Великий древний Вьет). Вскоре после этого на молодую держа­ву напало огромное Китайское войско. Однако Вьеты во главе с королем Ле Хоаном нанесли ему сокрушительное поражение. Отстояв независимость, они сами перешли в наступление. В 1075-1077 г.г. Вьеты разгромили армию Сунской династии и отобрали у китайцев современную провинцию Каобанг. А незадолго до этого (в 1069году) они заняли северную часть Тямпы (ны­нешние провинции Куангбинь и Куангчи).

В 1257-88г.г. Дайвьет (с 1054г. из его названия новая правящая ди­настия убрала слово "ко" - древний) трижды подвергался вторжению монголо-китайских войск династии Юань. Против полумиллионной орды завоевате­лей выступила двухсоттысячная армия Вьетов. В нескольких кровавых бит­вах великий полководец Чан Хынг Дао полностью разгромил врага. Через 120 лет (в 1407-27г.г.) армии китайской династии Мин снова пытались поставить на колени непокорный Дайвьет, и снова были разбиты и выбро­шены за пределы страны. В годы правления императора Ле Тхань Тонга (1460-97г.г.) вьетское феодальное государство достигло наивысшего расц­вета. Был завоеван ряд областей на Западе, а также полностью присоедине­но королевство Тямпа (в 1471 году). Следующие 350 лет знаменовались многочисленными крестьянскими восстаниями, самым грандиозным из которых было восстание Тэйшонов (от названия деревни Тэйшон), длившееся более 30 лет. Крестьянские войны против феодалов перемежевывались кровавыми усобицами кланов Мак, Нгуэн и Чинь, войнами с китайцами и кхмерами. Короче говоря, непродолжительные периоды относительного затишья сменяли десятилетия стычек и боев, а кровь людская лилась рекой.

За 2000 лет войн с иностранными государствами и внутренних рас­прей Вьеты создали систему своих боевых искусств.

 

Этапы становления и развития вьетнамских боевых искусств:

 

Этап 1 – создание техники (2879 – 111г. до н. э.)

Наскальные рисунки повседневного быта и обихода в Донг Сон и Чапа на севере Вьетнама считают отправной точкой в создании боевых искусств древних Вьетов. Кроме поединков без оружия (напоминающих своими формами состязательную борьбу Ват), несколько рисунков изображают способы боя различными видами оружия: Бонг Фап – шест, Чуонг – копьё, Дао – сабля, Кса Тьен – лук. Этот период совпадает с установлением мощной династии Хунг Вуонг. Боевые искусства становятся весьма популярны, усиливается армия, в которой основной упор делается на мощные силовые техники.

 

Этап 2 – создание теории (111г. до н.э. – 906г. н.э.)

Это трудный период в истории Вьетнама. В пределы границ вторгается Китай. С целью повышения эффективности обороны от захватчиков начался процесс слияния приёмов борьбы без оружия (рукопашного боя – Во Туат) с воинскими искусствами. Это дало неожиданные положительные эффекты. На специальном собрании Великих Мастеров того времени, таких как: Чиеу Куанг Фук, Чуонг Вуонг, Лу Нам Де и Бо Каи Дай, была разработана теория боя, которая легла в основу дальнейшего совершенствования техники боя и создания стратегии. Было выработано пять специальных теорий:

  Теория усложнения контактных техник.

  Теория соответствия и правильности.

  Теория проходов.

  Теория иллюзии.

  Метод «игры без опоры».

 

Этап III – период развития (906 – 1009г. н.э.)

Период становления Вьетнама, как независимого государства. Заслуженное место среди воинских искусств занял бой «голыми руками». Правители Дай Вьета Нго Куэн и Динь Бо Линь, в период своего правления, ввели в обязательную программу подготовки армии изучение элементов рукопашного боя и владения различными видами оружия: каждый пехотинец проходил подготовку по владению шестом, мечём, практиковались специальные энергетические и психологические упражнения для укрепления духа воина. Так обученное войско могло эффективнее противостоять против лучше вооруженной и более многочисленной армии, состоящей из ополчения, и нести при этом меньшие потери. Как результат складывается профессиональная воинская каста, подобная японским самураям, которая называлась Во Си (это название сохранилось до сих пор). Однако в это же время развиваются и «народные» (крестьянские) виды оружия, такие как Мок Кан – ручка от жернова (Тонфа), Динь Ба – вилы, Буа Као – лопата, Лонг Гян – трёхсекционный цеп-шест, Тан Тхиет Чуонг – серп для сбора риса, Дау Ксинх – цепь и другие.

 

Этап IV – период совершенствования техник (1010 – 1527г. н.э.)

Это лучший период в развитии боевых искусств Вьетнама. Огромное влияние на становления философской основы вьетнамских единоборств оказали Конфуцианство, Буддизм и Даосизм. Создан специальный университет Гианг Во Дуонг, который присваивал по окончании обучения степень доктора философии военного искусства и доктора права и философии боевых искусств. В университете обучали медицине, праву, философии и боевым искусствам – "Во". В результате чего стали появляться философские трактаты о боевых искусствах, а именно Бинь Тху Уйелык (Основы боевых искусств), Ван Кип Тонг Ти Чуен (Секреты стратегии), и впервые в мировой истории, известный во всей Азии «Линь Нам Вокинь» (Вьетнамское боевое искусство). Автором этого великого произведения был Мастер Чиеу Минь Дай Вонг. В 1414 году Вьетнам вновь оказывается под властью Китая. Целых 13 лет (вплоть до 1427 года) китайцы грабили и убивали. Многие мастера боевых искусств погибли в неравной борьбе. Люди вынуждены были скрываться в лесах от китайский законов и властей. Начинают складываться партизанские отряды, которые постепенно вливались в регулярную армию Дай Вьета. Обе стороны несли огромные потери, противостояние становилось жёстким и бескомпромиссным. Развязка наступила в битве под Чи Лангом, китайские войска потерпели сокрушительное поражение. В стране воцарилась новая династия – Ле. Наступил «золотой век» Вьетнама. Мастера и сподвижники "Во" и его стратегии вьетнамцы использовали для защиты своей Родины, боевые искусства доказали свою состоятельность с триумфом одолев грозного соперника.

 

Этап V – начало разделения (1527 - 1802)

Прошёл «золотой век», наступил раздел боевых искусств между двумя родами: Нгуен и Чинь. Да и в самом Вьетнаме царил беспорядок и хаос, началась междоусобная война местных феодальных родов. Искусство боя разделено и используется в борьбе за власть правителями провинций. Вспыхивают конфликты между школами. Каждый мастер стремился подчинить себе все школы. Настоящие же Мастера отстранились от конфликтов и распрей. Самым известный из них был Ла Сонфу Ту. Прославился он необычайной силой а так же глубокими познаниями в тактике боя, философии и практических науках. Переселившись в горы, он стал обучать лишь избранных учеников. Сам правитель Куанчунг уважал его за мудрость и считал себя учеником Ла Сонфу Ту. В 1662 году китайцы были подчинены кочевыми племенами маньчжуров. Был уничтожен монастырь Шаолинь. Многие Мастера боевых искусств бежали из Китая во Вьетнам, где стали обучать местное население своим методам боя. Это способствовало возникновению новых школ боевых искусств. Наиболее известные из них:

Тиу Лам стиль практиковавшийся в легендарном китайском монастыре Шаолинь. Многие традиционные вьетнамские школы имеют в своем названии ссылку на этот легендарный стиль.

Тьен Лам – стиль, для которого было характерно использование различного спектра ударов головой. Позднее эта техника получила название рога оленя или голова быка.

Дуонг Лонг – главный упор делался на удары ногами с разворота и подражание движением животных, предпочтение отдавалось силовым техникам.

Нга Ми – создателем этого стиля был монах Бак Ми Дао Нхан. В данной школе в основном обучали дыхательной технике (Кхи Фап) и концепции Дан Дьен.

Бак Хак – (Белый Журавль) опора на движения журавля, то мягкие, то динамичные техники.

Во Данг – визитной карточкой стиля являлись «когти орла» - очень интересная техника захватов пальцами. Одним из основателей данной школы считают легендарного Мастера Чуанг Там Фонг.

 

Этап VI – период декаданса (1802 - 1945)

Начало XIX века стало самым тяжёлым периодом для Вьетнама; началась французская колонизация. Официальный представитель новой власти, в лице губернатора, под страхом смерти запретил преподавать и практиковать боевые искусства. Многие мастера были просто физически уничтожены. Французы отдавали себе отчёт в том, что боевые искусства могут стать основой сопротивления и подорвать опоры колониального режима. Об искусстве поединка можно было услышать только в рассказах старцев да из китайских поэм и песен. Единицы, тайно, практиковали боевые искусства. Французские колониальные власти запретили использовать термин "Во Вьет Нам" (боевое искусство Вьетов) а целенаправленно использовали название Во Ан Нам, чтобы уничтожить национальное самосознание и отожествление молодежи с великой страной независимых и свободных Вьетов.

 

Этап VII – период Ренессанса (1938 - 1991)

Всё началось в 1938 году, когда Гран Мастер Нгуен Лок начал работу над новым искусством: по достижении мастерства в собственной семейной школе, и получив согласие своего учителя, Нгуен Лок отправляется в путешествие по Вьетнаму, попутно знакомясь с различными стилями вьетнамских боевых искусств, с большим трудом он собирает сведения, документы, наставления древних мастеров боевых искусств. В тайне от всех Нгуен Лок в 1938 году начинает работу над кодификацией и структуризацией собранной техники, закончив свою работу к 1945 году, он назвал новое боевое искусство Вовинам сокращенно от ВО ВЬЕТ НАМ(боевой дух народа), тем самым как бы заново возродив старое название, которое теперь звучало на новый лад. В этот период начинается бурное патриотическое движение в стране, многие традиционные школы боевых искусств выходят из подполья. В 1945 году вспыхнула Августовская революция освободившая Вьетнам от японских захватчиков. Но 1946 Франция не захотела признавать независимость Вьетнама и началась война. Многие Мастера вьетнамских боевых искусств храбро сражались за независимость своей страны, внося в свой вклад в свободу Вьетнама. Новейшая история Вьетнама тяжела несколько страшных и кровопролитных войн пронеслось по его территории за короткий период. Но Вьетнам выстоял. Немалый вклад в победу внесли и представители боевых искусств, не раз доказывая свое превосходство в рукопашных схватках с врагами.

Но вьетнамские единоборства развивались не только в самом Вьетнаме, но за его пределами. Так в 1972 году была основана Международная федерация Вьет Во Дао (Интернейшнл Вьет Во Дао) на базе семи вьетнамских школ. Это позволило на начальных этапах становления консолидировано развиваться пока неизвестно движение традиционных вьетнамских единоборств за рубежом. В последствии школы окрепли и каждая из них пошла своим путем, и были созданы свои национальные и международные стилевые федерации.


 

Этап VIII – период современности (1991 - ...)

В 1991 году вьетнамские традиционные школы объединились под новым названием ВО КО ЧУЙЕН ВЬЕТНАМ (традиционные единоборства Вьетнама). Была принята международная система степеней, программа обучения в которую вошли избранные техники со всего Вьетнама. Были разработаны правила соревнований и оценок технического мастерства. Однако каждая школа или стиль сохранили автономность, свои традиции и техники, программу обучения, систему степеней и т.д., если они считают это необходимым для себя. Такая лояльная политика позволила быстро объединить многих любителей вьетнамских боевых искусств во всем мире. Десятки школ, тысячи учеников по всему миру входят в международное движение ВО КО ЧУЙЕН. В том числе и представители нашей Белорусской федерации.

 

 

 


 

 

 


Обновлено ( 07.11.2014 17:04 )  

VietVoDao